Сообщается, что однажды ученик Ибн Аббаса — Хасан аль-Басри обратился к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, прости того, кто поступил со мной несправедливо!» Он часто обращался к Аллаху с этой мольбой, и один человек спросил его:
«О Абу Саид, я слышал как ты ночью делал дуа за того, кто поступил с тобой несправедливо, что аж я сам захотел оказаться на месте того, кто поступил с тобой несправедливо. Что же побудило тебя сделать это?»
На что он ответил: «Слова Аллаха: "Если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом!" (42:40)». 1
Источник: شرح البخاري لابن بطال ٦ /٥٧٥
«Шарх аль-Бухари» Ибн Батталя, 6/585.
______________
1 Всевышний и Всеблагой Аллах говорит в Священном Коране:
وَجَزَاءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِثْلُهَا ۖ فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الظَّالِمِينَ
«Воздаянием за зло является равноценное зло. НО если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников». См. суру 42 «аш-Шура», аят 40.
В толковании этого аята учитель шейха аль-Усеймина — имам Абдуррахман ас-Саади говорил: «Всевышний упомянул о трёх степенях возмездия: справедливости, милости и несправедливости. Воздаянием за зло является равноценное зло, то есть жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, имущество за равноценное имущество. Это – справедливое возмездие за причиненную обиду.
Второй степенью возмездия является милость. Под ней подразумевается прощение и примирение, за которые человек может получить щедрое и великое вознаграждение. Однако прощение и примирение допустимы только тогда, когда они пойдут на пользу провинившемуся. Если же провинившийся не заслуживает прощения и целесообразно наказать его за его проступок, то Шариат не призывает потерпевшего прощать обидчика. Аллах обязал Себя вознаградить того, кто помиловал своего обидчика, дабы люди были снисходительны друг к другу и обходились с другими так, как желают, чтобы Аллах обошелся с ними. Кто ищет прощения Аллаха, пусть научится прощать сам, потому что воздаяние Аллаха всегда соответствует человеческим деяниям.
Третья степень возмездия – это несправедливость, однако Всевышний Аллах не любит несправедливых, которые первыми чинят произвол и насилие либо отвечают на чью-либо обиду еще большим злодеянием. Воистину, излишество – это несправедливость». См. تيسير الكريم الرحمن في تفسير كلام المنان «Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калям аль-Маннан» ас-Саади.